Типы и классификация грузовых шин

    КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН ПО НАЗНАЧЕНИЮ    

Шины для грузовых автомобилейПрименяются на грузовых автомобилях , автобусах, прицепах и полуприцепах.
Шины для спецтехникиШины, применяются на строительной, дорожно-строительной,коммунальной, шахтной, карьерной технике, автокранах, контейнеровозах, погрузчиках, экскаваторах и т.д. Подобная техника эксплуатируется преимущественно по некачественному дорожному покрытию и бездорожью
Шины для сельскохозяйственной техникиШины, применяемые на сельскохозяйственной технике, такой как трактора, сеялки, комбайны и т.д.




    КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН ПО СПОСОБУ ГЕРМЕТИЗАЦИИ    

Камерные шины

камерные грузовые шины

Камерные шины состоят из покрышки и камеры с вентилем, снабженным колпачком. Камера представляет собой кольцеобразную замкнутую резиновую трубу с резинометаллическим вентилем. Она изготовляется из эластичной резины и служит только для удержания сжатого воздуха. Камеры работают в тяжелых условиях, испытывая знакопеременные деформации при высоких температурах. Размер камеры должен строго соответствовать размеру покрышки, с которой она комплектуется.

Бескамерные шины

бескамерные грузовые шины

Бескамерная шина в отличие от обычной имеет герметизирующий слой. Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса. Главное достоинство бескамерной шины - длительное сохранение давления при проколе, а следовательно, - безопасность.


    КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ ПО ТИПУ КОНСТРУКЦИИ    

Диагональные шины

диагональные покрышки

Каркас диагональных шин состоит из нескольких перекрестных слоев, нити корда каркаса перекрещиваются в смежных слоях и имеют угол наклона нитей в средней части беговой дорожки в пределах 45 - 60°.  Слои укладываются один поверх другого и образуют толстый блок.
Недостатки (по сравнению с радиальными шинами):

  • когда шина катится, все прогибы передаются на протектор
  • меньшая прочность каркаса, возможен чрезмерный перегрев
  • бОльшее давление на дорогу, поэтому больше риск проколов
  • чрезмерное истирание центральной части протектора
  • менее надежное управление
  • при повороте негибкая конструкция приподнимает протектор и уменьшает пятно контакта и сцепление

Преимуществами диагональной шины являются высокая стойкость боковины к порезам, и низкая по отношению к радиальной шине цена.

Радиальные шины
радиальные покрышки

В радиальных шинах каркас состоит из одного заваренного в резину слоя стальных кордов, вершина укреплена поясом из нескольких брекерных слоев, заваренных в резину, боковины и протектор работают независимо друг от друга.  Радиальная шина всегда маркируется буквой R в размерной надписи на боковине. 

Преимущества:

  • лучшая управляемость и боковая устойчивость автомобиля
  • стойкостью к перегреву, что дает возможность работать на длинных дистанциях и выдерживать длительные перегрузки. 
  • прогибы боковин не передаются на протектор, что уменьшает риск проколов
  • равномерный и медленный износ
  • большая прочность каркаса
  • пятно контакта поддерживает ту же ширину и не меняется из-за неровностей дороги
  • след колеса имеет постоянную ширину
  • при повороте гибкая структура поглощает боковые силы, протектор остается в контакте с поверхностью и увеличивает сцепление


    КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН ПО РИСУНКУ ПРОТЕКТОРА    

Дорожный рисунок протектора

Шины с дорожным рисунком протектора в виде шашек, блоков или ребер, разделенных канавками; предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием


Универсальный рисунок протектора

Шины с универсальным рисунком протектора в виде шашек и ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепами по ее краям предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным и облегченным покрытием. Их производит далеко не каждая компания по производству грузовых шин. Эта категория шин допускает эксплуатацию, как на рулевой оси, так и на ведущей. Причем многие для экономии берут эту шину для рулевой оси, и только после определенного пробега ставят на заднюю ось. Экономически это оправдано. Это так же упрощает задачу водителю с количеством запасок. 


Все универсальные грузовые шины 


Рисунок протектора повышенной проходимости

Шины с рисунком повышенной проходимости, в котором имеются высокие грунтозацепы, разделенные выемками, предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах. Такие шины бывают с направленным рисунком и не симметричным относительно радиальной плоскости.

Все вездеходные грузовые шины

             Ненаправленный рисунокНаправленный рисунок


Зимний рисунок протектора повышенной проходимости

Шины с зимним рисунком, имеющим четко выраженные шашки от продольных и поперечных канавок значительной глубины и острые кромки выступов предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут оснащаться шипами противоскольжения. Данные шины обладают более мягкой протекторной смесью и повышенным количеством ламелей. Это позволяет протектору сохранять свою эластичность и своевременно производить его очистку для хороших тягово-сцепных характеристик на рыхлом снегу и слякоти. 
Имеют маркировку 3PSF и/или M+S

Зимние грузовые шины


Карьерный рисунок протектора (строительные и специальные грузовые шины)

Карьерный рисунок протектора специально разработан для защиты от порезов острыми камнями. Большая площадь пятна контакта обеспечивает превосходную стойкость к износу. Поперечные канавки являются характерной особенностью рисунка протектора. Для грузового транспорта обслуживающего строительные площадки и карьеры устанавливаются специальные шины. Они имеют более грубый рисунок протектора, больший индекс нагрузки и обладают повышенными характеристиками износостойкости к ударам и повреждениям. Специальные шины используются в условиях отсутствия дороги. К примеру, на лесозаготовительных предприятиях. К специальным шинам так же относятся шины для комбайнов, погрузчиков, крупногабаритных кранов, крупной  карьерной техники и пр.

Шины для карьера и стройки

                                                       


Типы рисунков протектора приведены для иллюстрации принципа их построения. Форма, габариты и расположение рисунков могут варьироваться.


Шины для транспортных автобусов заслуживают отдельного внимания

Ввиду того, что эксплуатируются они в основном по трассам, а для хозяина автобуса  важно, чтобы в салоне автобуса было тихо и комфортно, на автобусы ставятся все шины с продольной нарезкой. Это могут быть как рулевые шины, так и универсальные. Шины для ведущей оси в равнинной местности обычно не устанавливают, т.к. массивные блоки протектора имеют свойство шуметь и гудеть.

 


По своему типу все грузовые шины подразделяются на шины для рулевой, прицепной и ведущей оси

Управляемые или рулевые грузовые шины имеют несколько продольных канавок и обеспечивают четкость реакции при движении транспорта, а их конструкция и состав резиносмеси определяет шумность шины, так как тишина в кабине автомобиля очень важна при дальних поездках. Они так же имеют некоторое, незначительное, количество ламелей для нормальной работы в зимних условиях. Основная задача этого класса шин – четкие рулевые реакции и комфорт в виде тишины. Ведь водитель автопоезда нередко движется по трассам часами. 

Шины для ведущей оси имеют крупные блоки, которые пересекаются ламелями. Основная задача ведущих шин это тягово-сцепная работа, так как грузовой автомобиль обладает огромной массой, задача шины для ведущей оси сдвинуть эту махину с места и остановить. 

Грузовые шины для прицепов и полуприцепов   имеют очень схожий рисунок с рулевыми шинами – те же продольные канавки и ламели, но ставить их на рулевую ось крайне нежелательно, а иногда и опасно, так как эти шины обладают минимальным сопротивлением движению, что способствует экономии топлива. При выборе желательно чтобы рисунок прицепной шины был схож с рисунком протектора рулевых шин. Повторимся, прицепные шины для грузовиков нельзя ставить на другие оси!